
REPORTERS SANS FRONTIÈRES DÉFEND LES JOURNALISTES EMPRISONNÉS ET LA LIBERTÉ DE LA PRESSE DANS LE MONDE. L'ORGANISATION COMPTE

NEUF SECTIONS NATIONALES (ALLEMAGNE, AUTRICHE, BELGIQUE, CANADA, ESPAGNE, FRANCE, ITALIE, SUÈDE ET SUISSE), DES REPRÉSENTATIONS

À BANGKOK, LONDRES, NEW YORK, TOKYO ET WASHINGTON, ET PLUS DE 120 CORRESPONDANTS DANS LE MONDE.

 COMMUNIQUE DE PRESSE
 

Понедельник 1 февраля 2010

ТАДЖИКИСТАН – ОБЩЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ?

ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА БОРЕТСЯ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ НАКАНУНЕ
ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

« Таджикские власти должны перестать пользоваться судебной системой , для того,
чтобы оказывать давление на независимую прессу », - заявили представители
« Репортеров без границ » вскоре после решения суда о присуждении
астрономической суммы штрафа еженедельнику и заявления о преследованиях
четырех изданий.

26 января 2010 года суд Душанбе оставил без изменения решение о штрафе
против еженедельника « Пайкон », вынесенное 26 октября 2009 года. Согласно
этому решению, издание было признано виновным в подрыве репутации
правительственного агентства « Таджикстандарт ». Еженедельник должен
выплатить 300 тысяч сомони (около 49 тысяч евро) компенсации материального
ущерба.

Прошлым летом « Пайкон » опубликовал открытое письмо предпринимателей
президенту Эмомали Рахмонову, в котором обличали в коррупции и
неэффективной деятельности правительственное агентство. Несмотря на то, что в
одном из номеров издания было опубликовано мнение представителей агентства
« Таджикстандарт », агентство все равно подало жалобу в суд о диффамации,
аргументируя свой иск тем, что авторы публикации скрывались за псевдонимами.

« Таджикский закон о диффамации должен быть изменен так, чтобы сумма
штрафов была пропорциональна возможностям издания, которому этот штраф
присуждается. Столь высокие штрафы ставят под угрозу само выживание издания и
соответственно ограничивают плюрализм изданий, который и так уже достаточно
ограничен », - говорится в заявлении представителей « Репортеров без границ ».

« Но кроме проблем с несовершенством законодательства, участившиеся
преследования независимых изданий представляют из себя  определенную
тенденцию. За несколько недель до выборов в нижнюю палату парламента (28
февраля) власти предпринимают всевозможные действия, чтобы напугать СМИ и
заставить их прибегать к самоцензуре при освещении тем,  имеющих отношение к
деятельности правительственных структур ».

28 января государственное агентство печати « Ховар » заявило, что министерство
сельского хозяйства подало жалобу в суд за клевету в отношении известного
издания « Миллат » (Народ) и требует от него миллион сомони (около 165 тысяч
евро) морального ущерба. В интервью « Репортерам без границ », главный
редактор издания Зохир Давлат отказался комментировать эту жалобу до того,
как получит официальный документ. В то же время он выразил недоумение, заявив,
что « статья, о которой идет речь, опубликованная в декабре 2009 года, была
короткой и чисто информативной. В ней говорилось о расследовании коррупции
внутри министерства сельского хозяйства, о котором стало известно благодаря
парламенту ». В этом же издании было опубликовано мнение представителей
министерства сельского хозяйства.



REPORTERS SANS FRONTIÈRES DÉFEND LES JOURNALISTES EMPRISONNÉS ET LA LIBERTÉ DE LA PRESSE DANS LE MONDE. L'ORGANISATION COMPTE

NEUF SECTIONS NATIONALES (ALLEMAGNE, AUTRICHE, BELGIQUE, CANADA, ESPAGNE, FRANCE, ITALIE, SUÈDE ET SUISSE), DES REPRÉSENTATIONS

À BANGKOK, LONDRES, NEW YORK, TOKYO ET WASHINGTON, ET PLUS DE 120 CORRESPONDANTS DANS LE MONDE.

На следующий день, три издания таджикской прессы стали предметом
преследований за диффамацию- на этот раз  жалобу на издания подали три судьи
из района Сино в Душанбе.

« Азиа-Плюс », « Озодагон » и « Фараж » были обвинены в подрыве репутации
четырех судей. Речь шла о статьях, в которых говорилось о коррупции и
отсутствии беспристрастности у служителей таджикской Фемиды.

Суды оценили в общей сложности сумму ущерба, которую должны оплатить
издания в 5,5 миллионов сомони (около 900 тысяч евро). Один из судей, подавших
жалобу – судья Верховного суда Нур Нуров потребовал, чтобы выход издания был
приостановлен на время следствия по делу о диффамации. По иронии судьбы,
президент Эмомали Рахмонов выступал на Совете министров против плохой
работы Верховного суда  и Генеральной прокуратуры.

По словам таджикского журналиста, проживающего в Европе, с которым связались
« Репортеры без границ », эти судебные репрессии могли быть результатом
противоречивых  сигналов, адресованных СМИ правительством в последние
месяцы.

После встречи президента страны с представителями СМИ осенью 2009 года,
журналисты, воодушевившись, начали публиковать более критические статьи.
Преследования СМИ последнего времени означают конец этой относительной
разрядки и призваны напомнить, что обличение властей по-прежнему остается
опасной игрой. По словам того же источника, Эмомали Рахмонов в указе от
февраля 2009 года всячески советовал чиновникам подавать жалобы в суд против
СМИ, которые их критикуют.

« Пайкон »- издание, созданное в марте 2009 года представляет из себя
еженедельник, который не отличался особенно критическими взглядами по
отношению к правительству. Впрочем, главный редактор издания Джумабой
Толибов известен своими неудобными для власти расследованиями, за которые он
был неоднократно избит и приговорен к двум годам тюрьмы в 2005 году. По
случаю последних парламентских выборов, целая волна репрессий прокатилась по
таджикским СМИ. Можно опасаться, что эта история повторится.

47, rue Vivienne - 75002 Paris (France)
Tel : 33 1 44 83 84 67 – Fax : 33 1 45 23 11 51

europe@rsf.org - Plus d'informations  е www.rsf.org


